Нагартав


 ·  О сайте

 ·  История колонии

 ·  История колонии, Зябко М.Н.

 ·  История колонии в фотографиях и документах

 ·  Список жертв геноцида

 ·  Книга Скорби Украины

 ·  Список фронтовиков

    

    Нагартавцы

 ·  Семьи Нагартава в фотографиях и документах

 ·  План Нагартав (1905 г.)

 ·  Лечебница в степи

 ·  Семья Евзрухин

 ·  Судьба Лейдерман Л.И.

 ·  Лея Фалков, Ита Горовиц

 ·  М.А. Кальман, Р.А.Бецер

 ·  Перлов А.И.

 ·  Энциклопедия большой семьи

 ·  Письма

 ·  Известные Нагартавцы

 ·  Поиск Родственников

 ·  Видео

 ·  Фотоальбом

 ·  Новые публикации

    

 ·  Пишите нам!


evkol.nm.ru

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

содержание

Предисловие

Семья Брони Аронсон (Рускол)

Глава I. Историческая справка

Семья Александра Рускола

Глава II. Географическая справка

Семья Татьяны Николаевой (Рускол)

Глава III. Колония Нагартав

Семья Розы Рускол-Ярославской

Глава IV. Родословная Большой семьи

Семья Елизаветы Рапопорт (Рускол)

Глава V. Демографический анализ Большой семьи

Семья Юрия Рускола

Глава VI. Имена в Большой семье

Семья Фени Рускол-Сивак

Глава VII. Биографии Большой семьи

Семья Эти Рускол-Гарбуз

Семья Абрама Исааковича Рускола

Семья Симы Рускол-Гордон

Семья Исаака Рускола

Гллвя VIII. Родственные семьи

Семья Баси Горлон (Рускол)

Глава IX. Послание  потомкам

Семья Славы Шайкиной (Рускол)

С. Аранович; Один из большой еврейской семьи, Е. Гриневич

 

Глава III

КОЛОНИЯ НАГАРТАВ

 

Памятник жертвам фашизма в с. Нагартав

 

 

В 1809 г. переселенцы из местечек Витебской, Могилевской и Минской губерний поселились в Херсонском уезде на берегу небольшой степной речушки, притока речки Висунь. Речушку они назвали Добрая, свое поселение — колонией Нагартав (от ивритского «речка хорошая, добрая»). По другую сторону от Доброй располагалось украинско-русское село Березнеговатое. В 1811 г. колония разделилась на две: Большой Нагартав и Малый Нагартав. Последний размещался вдоль берега речки Висунь. Через 115 лет, в 1926г., колонии объединились в единое село Нагартав. Поэтому ниже мы применяем только это название.

При поселении каждая семья получила надел в 30 десятин «казенной земли» в наследственное пользование без права продажи. Колонистам правительство установило ряд льгот: ссуду на приобретение скота и инвентаря, освобождение от налогов на 10 лет, освобождение от воинской повинности на 25 лет. Вместе с тем, был установлен жесткий административный режим попечительства, что привело к неограниченной власти чиновников и позволило им заниматься казнокрадством, обманом колонистов в финансовых вопросах и узурпацией власти.

Пахотные черноземы находились на степной безводной равнине, часто в 10—15 верстах от колонии. На каждом усадебном участке с большими задержками строили жилой дом под соломенной крышей, конюшню для лошадей, сарай, колодец с питьевой водой, площадку для обработки урожая — гарман (ток). Позже появились сады и огороды. К концу 1809 г. в Нагартаве поселились 73 семьи (384 чел.).

Хозяйства колонистов были очень слабо оснащены сельскохозяйственным инвентарем. В 1812 г. на одно хозяйство в среднем имелось 0,4 плуга, 0,2бороны, 0,9 повозок, 1,7 волов. Из-за падежа скота от болезней

22 и воровства к 1815 г. колонисты лишились 328 голов скота. Не все поселившиеся в колонии сразу становились земледельцами. В 1825 г. только 100 семей занимались хлебопашеством, остальные 43— кустарным промыслом и культовыми делами.

В Нагартаве, как и в других колониях, губернские власти поселили несколько семей немцев-колонистов, осуществлявших местную власть и помогавших евреям осваивать земледелие. Непривычные к работе на земле евреи-колонисты с большим трудом перенимали опыт ведения землепашества. Они засевали свои поля пшеницей, рожью, ячменем, просом и гречихой. В первые годы колонисты обеспечивали себя хлебом на 25 %, через 20 лет — на 60 % и только через 40—50 лет — полностью. Несмотря на суровые природные условия степного края, недостаточную помощь государства, злоупотребления чиновников, колонисты во втором и третьем поколениях уже были настоящими земледельцами, почти не отличавшимися по умению вести свое хозяйство от крестьян соседних сел.

В течение первых 40 лет численность населения колонии почти не увеличивалась. Несмотря на приток новых поселенцев в отдельные годы, количество возвращавшихся в родные местечки и беглецов в города уравновешивало численность населения колонии. В 1815 г. в колонии проживало 552 чел. (94 семьи), в 1846 г. — 543 чел. (160 семей). Сокращение среднего состава семьи с 5,8 чел. до 3,1 чел. объясняется появлением одиночек и малочисленных семей. В этот период детская смертность была высокой и семьи «таяли». К 1859 г. картина резко изменилась: количество семей сократилось (за счет малочисленных) до 138,а численность всего населения возросла до 1110 чел. Таким образом, средний состав семьи вырос до 8 чел.

Еще больше этот демографический «взрыв» происходил в последующие годы, когда среднее число душ в семье превысило 10 (1887 г. — 122 семьи, 1248 чел.).

Во второй половине XIX ст. хозяйства колонистов успешно развивались, росло благосостояние. В 1902 г. колонию посетил губернатор Херсонской губернии Левашов.

Колонисты встретили его хлебом с солью, игрой оркестра и сопровождением эскадрона всадников. Левашов заявил: «Я вижу еврейское трудовое земледельческое население. Мне приятно видеть здоровых евреев-землепашцев».

По переписям населения 1897—1899 гг. в Нагартаве проживало 1710 чел., из них земледельцев — 1108 (191 семья), имевших 3300 десятин земли. В среднем на семью было: 8 чел., 17 десятин земли, 5 лошадей, 1,9 коров, 15 кур. Пшеницей засевали 50% посевной площади. Следует отметить возрастание дифференциации хозяйств колонистов от зажиточных до бедных, однако преобладали середняцкие хозяйства.

В колонии Нагартав, как и в остальных колониях, сохранились местечковые религиозные традиции, трансформировавшиеся в новых условиях в своеобразные формы психологии, нравов и быта земледельческой семьи. С момента основания в колонии действовали молитвенные дома, в которых службу правили приглашенные раввины. Колонисты уделяли большое внимание обучению грамоте своих детей. В нескольких хедерах меламеды( Меламед — учитель в начальной религиозной школе {иврит)) учили детей по системе еврейского традиционного обучения. В колонии основным языком был еврейский (идиш). Религиозные традиции отрицательно сказывались на ведении сельскохозяйственных работ. Так, некоторые колонисты выезжали на полевые работы на свои земельные участки не на рассвете, как этого требовали природные условия для обеспечения гарантированных урожаев, а лишь после утренней молитвы, когда солнце уже поднималось высоко и земля высыхала. Колонисты соблюдали субботы и праздники, не выполняя в эти дни даже крайне необходимые работы. В эти дни для доения коров они приглашали крестьян из Березнеговатого. В дореволюционный период колонисты носили традиционную еврейскую одежду, что колоритно отличало их от остального населения на базарах и ярмарках, проводившихся в Березнеговатом. Женщины устранялись от полевых работ, занимаясь только домашним хозяйством и уходом за детьми, они одевались наряднее, чем крестьянки из соседних сел. Все это было остатком былой жизни в местечках, и колония во многих отношениях по своему быту и нравам оставалась «еврейским местечком».

школа

 

 

 

В 1840—1846 гг. в Нагартаве действовала государственная начальная общеобразовательная школа с русским и еврейским языками обучения, организатором и директором которой был известный реформатор еврейской традиции, учитель из Польши Гезионовский. Школа была открыта 18 мая 1840 г., вначале в ней числилось 18 детей в возрасте от 9 до 15лет. Однако колонисты не проявляли желания отдавать своих детей на воспитание «выкресту» в школу с необычной для евреев программой обучения. В 1846 г. начальство констатировало, что школа принесла очень мало пользы, и закрыло ее.

В 1847 г. Нагартав стал «маленькой столицей» — административным центром еврейских колоний. Здесь разместилась контора «Попечительства по делам еврейских поселений Херсонской губернии». Попечитель— царский чиновник, представитель Министерства государственных имуществ России, имел большие административные и, частично, судебные функции, распоряжался финансами, которые правительство выделяло на нужды колоний.

Мирские собрания одиннадцати колоний 1-го и 2-го округов еврейских колоний Херсонской губернии в 1849—1850 гг. постановили построить свою лечебницу в Нагартаве. В 1850 г. при содействии Попечительства была основана «Нагартавская окружная лечебница» на 24 койки в специально сооруженном здании сельского типа на берегу р. Висунь на южной окраине колонии. Это была первая сельская стационарная лечебница в Херсонской губернии. В лечебнице соблюдались правила еврейской традиции (кошерное питание, благословления до и после еды и др.). Больных лечил врач с высшим медицинским образованием и опытные фельдшера. Амбулаторное и стационарное лечение резко сократили смертность колонистов. Чисто еврейской лечебница просуществовала 24 года.

В 1874 г. Нагартавская окружная лечебница перешла в ведение земской управы Херсонского уезда, но половина мест осталась за евреями-колонистами с сохранением для них еврейских традиций. Отныне она стала называться «Нагартавская земская больница». В 1883 г. здание больницы было капитально перестроено и расширено, обустроен двор с садом и хозяйственными службами. В больнице помещалось 40 коек в зимнее время и 55 — в летнее.

В 1869 г. в Нагартаве открылась Центральная земская аптека Херсонского уезда, на обустройство которой земство истратило 1,5 тыс. рублей. Аптека снабжала медикаментами врачей и волостных фельдшеров для бесплатной раздачи больным. С 1876 г. лекарства стали выдаваться со скидкой на 30—40 % их цены.

Нагартавская лечебница 1850г.

 

С 1872 г., наряду с лечебницей, функционировал Нагартавский медицинский участок, обслуживавший три волости с 62 населенными пунктами, в которых проживало свыше 25 тыс. человек.

В 1898—1899 гг. на западной окраине Нагартава построили новые, более современные по тем временам корпуса Нагартавской земской больницы.

В 1922—1941 гг. она называлась Нагартавская народная больница, а с 1941 г. и поныне — Березнеговатская районная больница. Следует отметить, что врачами Нагартавской лечебницы и Нагартавского медицинского участка в первые годы работали, в основном, евреи: Г. Ползик, М. Финкель, И. Блонский, Гацфельд, Смильчевич и другие.

Тяжелый труд земледельцев, религиозные ограничения в приеме пищи и эпидемии безвременно уносили в могилу множество колонистов. Врачи и фельдшера самоотверженно работали в больнице и посещали больных по вызову на дому. Так, пользующийся авторитетом в колонии фельдшер Арон Гланц

 

План Нагартава

 

имел свой выезд — легкую четырехколесную повозку. В нее он запрягал карликовую лошадку, которую местные шутники прозвали Буцефалом. Опытный практик, он всех колонистов знал по имени и разговаривал с больными только по-еврейски. Хорошо зная состояние здоровья колонистов, он всегда с юмором подбадривал больных. На них благотворно влияли его присутствие и оптимизм. К сожалению, в 1919 г. в возрасте 60 лет он был ограблен и убит бандитами.

В 1909 г. минуло 100 лет со дня основания колонии и можно было с полной уверенностью констатировать, что «эксперимент» с привлечением местечковых евреев к земледельческому труду на примере колонии Нагартав удался.

Колония Нагартав жила своей специфической жизнью: основа —успешное хозяйствование на земле и соблюдение еврейских традиций в быту и нравах. В колонии действовали синагога, три молитвенных дома и несколько хедеров. Одновременно утверждались новые веяния в сфере народного образования. Вместо небольшой общественной начальной еврейской школы в 1902 г. построили просторную общеобразовательную двухклассную школу.

 

В 1895 г. произошел погром, устроенный соседями-антисемитами из Березнеговатого. Затем последовали погромы 1905-1907 и 1919-1921 гг. Невзгоды Первой мировой и гражданской войн, голод и эпидемии этого периода подорвали экономику колонистских хозяйств. В 1923 г. свыше 100 семей не имели своего скота.

В 1922—1925 гг. индивидуальные хозяйства колонистов, за небольшим исключением, восстановили поголовье скота, приобрели сельскохозяйственный инвентарь и стали выращивать стабильные урожаи зерновых и технических культур. В этом большую помощь им оказала американская благотворительная организация АГРО-ДЖОЙНТ. Появились артели и товарищества по совместной обработке земли. На этом фоне хозяйственных успехов происходили большие изменения в сфере идеологии, быта и нравов. В национализированные синагоги приходило все меньше прихожан, особенно молодежи. Сельсовет как орган советской власти на месте, комитет бедняков (комнезам), партийная и комсомольская ячейки оказывали все большее влияние на общественно-политическую жизнь колонии.

В 1927 г. помещение одной из синагог перестроили под Народный дом (клуб), ставший очагом новых, советских форм воспитания детей и перевоспитания взрослых в коммунистическом духе. Четырехклассная еврейская школа давала детям общее образование и воспитание в том же духе. Активно действовали пионерская, женская и другие общественные организации. В 1927 г. комсомольцы организовали сельскохозяйственную коммуну «КИМ». Нагартавский сельсовет получил статус «национального еврейского».

В 1929 г. в Нагартаве была проведена сплошная коллективизация. Бывшие колонисты стали колхозниками, коммунарами. Нагартав потерял черты колонии как в социально-экономическом, так и в нравственно-бытовом отношении.

Многие уроженцы Нагартава стали известными деятелями в Москве, Одессе, Николаеве и других городах. Вот некоторые из них: первый врач из колонистов Ицхак Рускол, лауреат Государственной премии СССР химик-технолог Лев Кальман, профессора — доктора наук юрист Александр (Шабсе) Рускол и кораблестроитель Алтер Рускол, ученые — математик Эля-Дувид Рускол и историк Татьяна Хаит, участник гражданской войны комиссар полка Шабсе Зябко, участники Великой Отечественной войны —полковники Семен Рускол и Абрам Авенбург, подполковник медицинской службы Ицхак Рускол.

В трагические дни сентября 1941 г. не успевшее либо не сумевшее эвакуироваться еврейское население Нагартава в количестве 865 человек было расстреляно немецкими извергами и их пособниками. И лишь старое разрушенное еврейское кладбище и братская могила с памятником невинно погибшим от рук нацистов напоминают о бывшем Нагартаве.


 

 

 

Encyclopaedia of the Large family

(The Ruscols, the Rapoports and the others)

The History, the Genealogy, the Demography, the Biographies

KievMoscow 2003

Энциклопедия Большой  семьи

(Русколы, Рапопорты и другие)

История, Генеалогия, Демография, Биографии

Киев—Москва 2003

Инициатор и спонсор - Андрей Натанович Раппопорт

Главный редактор - Иосиф Меерович Шайкин

Зам. гл. редактора  - Виктор Исаакович Рускол

Авторы биографий - И. М. Шайкин В. И. Рускол Ю. Ш. Рапопорт И. Ю. Рапопорт Ж. Ш. Ягодина Н. Ш. Раппопорт И. Э. Раппопорт В. Ш. Рапопорт М. Л. Островская М. Г. Хандрос И. В. Гайворонская Л. А. Кожинова А. Л. Сивак Ю. В. Ярославский Б. Ю. Фельдман Б. И. Гордон Н. А. Славин М. Н. Зябко

 

 

 

 

Используются технологии uCoz