Н а г а р т а в


 ·  О сайте

 ·  История колонии

 ·  История колонии, Зябко М.Н.

 ·  История колонии в фотографиях и документах

 ·  Список жертв геноцида

 ·  Книга Скорби Украины

 ·  Список фронтовиков

    

    Нагартавцы

 ·  Семьи Нагартава в фотографиях и документах

 ·  План Нагартав (1905 г.)

 ·  Лечебница в степи

 ·  Семья Евзрухин

 ·  Судьба Лейдерман Л.И.

 ·  Лея Фалков, Ита Горовиц

 ·  М.А. Кальман, Р.А.Бецер

 ·  Перлов А.И.

 ·  Энциклопедия большой семьи

 ·  Письма

 ·  Известные Нагартавцы

 ·  Поиск Родственников

 ·  Видео

 ·  Фотоальбом

 ·  Новые публикации

    

 ·  Пишите нам!


evkol.nm.ru

Ю. Котляр

История еврейской земледельческой колонии Нагартав (1809-1954)

 

Синагога Нагартава

Здание бывшей синагоги в Березнеговатом – фото 2006 г. В 5577 году (1816-1817гг) во время поездки в колонии в Нагартаве в одной из синагог останавливался второй Любавический Ребе http://moshavot.com/nhartov/journey/kaminetski.htm

 

 

   Процесс утверждения суверенитета Украины выдвинул вопросы, которые требуют новых теоретико-методологических подходов к решению проблем в межнациональной сфере, в частности в истории украинского еврейства. Существуют специфические черты, присущие еврейскому народу, которые сказались на его многовековой истории. Прежде всего, стремление к сохранению своей культуры практически в любой этнокультурной среде. В сущности, везде, где проживали и проживают евреи, отмечается их заметный вклад в интеллектуальное развитие окружающего общества. Еврейское население внесло значительный вклад в историю, культуру, образование и быт населения и Южной Украины, где оно компактно проживало с начала ХІХ века. Поэтому необходимость исследования их истории на этой территории не вызывает сомнения.

   В данной статье мы хотим рассказать об одной из интересных еврейских колоний Юга Украины – Нагартавы, которая фактически исполняла роль «столицы» региона в царское время, так как была его административным центром. Оценивая степень изученности данной проблемы в целом, следует отметить, что, несмотря на возрастание в последние годы объема литературы, посвященной евреям Украины, специальных исследований по истории и культуре еврейского населения современной Николаевской области не очень много. Среди них следует выделить работы бывшего жителя Нагартавы, кандидата геолого-географических наук Й.М.Шайкина “Еврейское земледелие на юге Украины”, “Лечебница в степи (История Березнеговатской больницы)”, а также работу доктора исторических наук, профессора В.П.Шкварца о жизни и деятельности выдающегося историка Ильи Борщака, который родился в Нагартаве: “Илья Борщак. Жизнь, деятельность, творчество”.


   История Нагартавы началась с 1809 года, когда евреи-переселенцы из местечек Витебской, Могилевской, Минской губерний поселись в Херсонском уезде на берегу небольшой степной речки Добрая, притоке речки Висунь. (Имеются некоторые сведения, что заселение началось в 1807 г.). В этой местности люди проживали и раньше, о чем свидетельствуют группы курганов, которые находились на окраине Нагартавы [1].

Речка Висунь в окресности Нагартава.


   Первая группа из 20-25 семей построили усадьбы возле колодца Клочанка (евреи называли его – Квал) с чистой родниковой водой. Новая колония получила название “Нагартав”, что в переводе означает “утренняя роса” или “добрая вода”. Основатели Нагартавы организовали кладбище в двух километрах от села в сторону села Ямкуватое [2]. Ими же была построена синагога. Назвали переселенцы новое место обитания Старая Дача.

   Вторая группа евреев, значительно больше первой, прибывшая вместе с немецкими переселенцами, построила свои дома возле речки с южной стороны. Немцы-колонисты стали учителями земледелия для еврейского населения. Новые евреи-поселенцы также построили себе синагогу и назвали свою часть колонии Большой Нагартав. В 1810 г., прибыла третья группа евреев из Сибири. Они назвали свою часть села Малый Нагартав. В 1926 году Старая дача, Большой Нагартав и Малый Нагартав объединились в единое поселение – Нагартав [3].

   При переселении каждая семья получила в надел 30 десятин “казенной земли” в наследственное пользование без права продажи. Согласно законодательству – каждая еврейская семья должна была иметь не меньше шести человек. Только в этом случае она получала право на надел. Как правило, если семья была малочисленной, то в ее состав официально вносили ближайших родственников или даже посторонних лиц. Эти люди только считались в составе семьи, а фактически шли на заработки в ближайшие города и редко возвращались назад. По данным официальной статистики, средняя численность семей колонистов в 20-80-х гг. ХІХ ст. была 6-9 человек [4]. На каждого новорожденного мужского пола предоставляли дополнительно две десятины земли. Правительство для колонистов установило ряд льгот: займы на приобретение скота, инвентаря, освобождение от налогов на 10 лет, освобождение от воинской повинности на 25 лет. Вместе с тем, был введен бюрократический административный контроль, который фактически давал возможность чиновникам заниматься казнокрадством и обманом колонистов в финансовых вопросах. Местную власть осуществляли немцы-колонисты.

   На каждом выделенном участке строили дома, вначале – под соломенной крышей, а со временем – под черепицей, конюшни для коней, сараи, колодцы с питьевой водой, площадки для обработки урожая – гарманы. Позже появились сады и огороды [5]. Примером может служить казенный сад, который находился на территории колонии Нагартав. Его площадь составляла 10 га. В саду выращивали шелковицу, сливы, груши. Сад охраняла полиция. В субботу в саду разрешалось гулять еврейскому населению, а в воскресенье – украинскому и русскому. Сад сдавался в аренду старейшине Шварцу. Просуществовал он в ухоженном состоянии до 1917 г. Во время гражданской войны сад был полностью уничтожен [6].

   Население Нагартавы занималось земледелием, выращивало овощи и технические культуры. Хозяйство колонистов было слабо оснащено сельскохозяйственным инвентарем. В 1812 году на одно хозяйство, в среднем, приходилось 0,4 плуга; 0,2 бороны; 0,9 телег и 1,7 волов. Непривычные к работе на земле евреи с большим трудом перенимали опыт ведения земледельческих работ. В первые годы существования колоний еврейское население обеспечивало себя собственным хлебом всего на 25%, через 20 лет - на 60% и только через 50 лет – полностью. Несмотря на суровые природные условия степного края, недостаточную помощь государства, злоупотребление чиновников, колонисты во втором и третьем поколениях уже были настоящими земледельцами и почти не отличались умением вести хозяйство от крестьян соседних деревень [7].

   Согласно переписи населения, в 1897-1899 гг. в Нагартаве проживало 1710 человек, в том числе земледельцев – 1108 человек (191 семья), которые имели 3300 десятин земли. В среднем семья из 8 человек имела: 17 десятин земли; 5 коней; 1,9 коров; 15 кур. Пшеницей засевали 15% посевной площади. Преобладали середняцкие хозяйства [8]. В 1902 г. колонию посетил губернатор Херсонской губернии В.А.Левашов. Колонисты встретили его “хлебом-солью” и оркестром в сопровождении эскадрона всадников. На встрече губернатор сказал: “Я вижу еврейское трудовое земледельческое население. Мне приятно видеть здоровых евреев-земледельцев”[9].

   В Нагартаве, как и в других колониях, евреи сохранили религиозные традиции, но в новых условиях под влиянием психологии, характера и быта земледельческой среды они приобретали своеобразные формы. Тем не менее, с начала образования колонии в ней действовали молитвенные дома, в которых проводили службу приглашенные раввины. Соблюдение религиозных традиций мешало сельскохозяйственным работам. Так, некоторые колонисты выезжали на полевые работы не на рассвете, как этого требовали естественные условия, а лишь после утренней молитвы, когда солнце поднималось высоко и успевало высушить землю. Колонисты придерживались субботы и праздников, во время которых не выполняли даже самые необходимые работы. В эти дни для доения коров они приглашали крестьян из Березнеговатого. В дореволюционный период колонисты носили традиционно еврейскую одежду, чем колоритно отличались от украинского и русского населения. Еврейские женщины не занимались полевыми работами, а лишь домашним хозяйством и детьми. Колония со своим бытом и характером долгие годы фактически оставалась “еврейским местечком”.

   Евреи-колонисты уделяли большое внимание обучению грамоте свои детей [10]. Мальчиков учили в хедерах – еврейских начальных школах, учителями в которых были меламеды. Здесь изучали древнееврейский язык, чтобы мальчики могли читать и молиться Богу дома и в синагоге, а также и ремесла. В 13 лет ученики становились совершеннолетними и могли молиться Богу вместе с взрослыми. Основным языком еврейской колонии был идиш.

   В 1840-1846 гг. в Нагартаве действовала государственная начальная общеобразовательная школа с русским и еврейским языками обучения, организатором и директором которой был известный реформатор еврейской традиции, учитель из Польши Гезионовський. Школа была открытая 18 мая 1840 года. Сначала в ней числилось 18 детей от 9 до 15 лет. Но колонисты не изъявили желания отдавать своих детей на воспитание в школу, с необычной для евреев программой. В 1846 году руководство констатировало, что школа принесла очень мало пользы, и закрыло ее [11].

   Географическое положение Нагартавы в центре земледельческих колоний Херсонской губернии определило выбор для размещения в ней учреждений общеколониального назначения. В 1847 г. Нагартав стал фактически «маленькой столицей» еврейских колоний губернии [12], поскольку: здесь располагалась контора «Опеки над делами еврейских колонистов Херсонской губернии». Опекун – царский чиновник, представитель Министерства Государственного имущества Росси, имел большие административные и судебные полномочия, распоряжался финансами, которые правительство выделяло на потребности колоний [13]. Опекунство руководило одиннадцатью еврейскими колониями первого и второго округов и еще столькими же третьего и четвертого. В 1850 году общее количество жителей колоний опекунства составляла 9 тыс. человек, а в 1858 году – 11 тыс. человек.

   Собрание одиннадцати колоний Херсонской губернии в 1849-1850 гг. приняло постановление построить больницу в Нагартаве. Толчок к этому дал очень тяжелый 1848 год, когда случилась эпидемия холеры, неурожай и мор скота. В колониях медпомощь была на примитивном уровне. Самолечение травами в домашних условиях, обращение к повитухам и знахарям, а также к немногочисленным фельдшерам-практикам из местных земледельцев, которые лечили, главным образом, на свой страх и риск. – вот весь набор медицинских услуг того времени. Ближайшая больница, где работали врачи с медицинским образованием, находилась в Херсоне. Колониальный врач также жил в Херсоне и приезжал в колонию редко[14].. Нагартавская больница стала первым стационарным медицинским учреждением в Херсонской губернии.

   В 1909 году исполнилось сто лет со дня учреждения колонии, и можно было констатировать, что “эксперимент привлечения местечковых евреев к земледелию” на примере Нагартавы удался. Колония Нагартав жила специфической жизнью, сочетая успешное хозяйствование на земле и соблюдение еврейских традиций в быту. В колонии действовали две синагоги, училище [15], три молитвенных дома и несколько хедеров. Постепенно утвердились новые принципы и в сфере народного образования. Вместо небольшой общественной начальной еврейской школы в 1902 году построили просторную общеобразовательную школу, в которой было два класса.

   В конце ХІХ – в начале ХХ ст. в Российской империи и на Юге Украины, в частности, усилились антиеврейские тенденции, которые переросли в погромы. Причины погромов в этот период носили экономический характер. Религиозная и культурная закрытость еврейского населения служила дополнительным раздражителем.

   В Нагартаве первые погромы устроили в 1895 и 1899 гг. соседи – антисемиты из Березнеговатого. Убытки становили 100 тысяч рублей [16]. К судебной ответственности было привлечено 39 мещан и крестьян. Дело слушали в Николаеве 19 марта 1900 г. Председателем суда был представитель Одесской судебной палаты Б.Ю. Витте, защищал потерпевших присяжный поверенный, один из лучших адвокатов страны Н.П. Карабчевский. В своей речи адвокат, характеризуя причины погрома, акцентировал внимание не на материальном и экономическом аспектах, а на межэтнической и религиозной нетерпимости, видя в этом основной мотив преступления [17]. Из 39 подсудимых 11 были оправданы, а 28 – осуждены. К максимальному сроку – 1,5 года – был осужден торговец Л.Веремеев за подстрекательство к погрому. К сожалению, на этом погромы в Нагартаве не закончились. Они происходили и в 1905, 1907, 1919, 1921 гг.

   Установление советской власти в Нагартаве началось с организации ревкомов, куда назначали беднейших жителей колонии. Первым председателем Нагартавского ревкома был М.Гидалевич [18]. Молодое еврейское население Нагартавы активно участвовало в создании комсомольской организации. В 1919 году по их инициативе был создан Крестьянский Союз Молодежи. Главной задачей комсомольцев была помощь в выполнении продразверстки. Всего же на территории Нагартавского сельского совета действовали четыре комсомольских организации, численность которых превышала 100 человек [19].

   Конец 20-х гг. ХХ ст. принес усиление тоталитарного режима и связанное с ним постепенное свертывание деятельности еврейских организаций и учреждений, начало репрессий. Первыми жертвами стали еврейские священнослужители, которые выступали против закрытия культовых сооружений. Синагоги закрывались, а их помещения использовали для культурно-образовательных учреждений [20]. В 1927 г. помещение одной из синагог в Нагартаве было передано под клуб, который стал ячейкой новых советских методов воспитания детей и перевоспитания взрослых в коммунистическом духе.

   Первый трактор в Нагартаве появился в конце 1925 г., однако на нем никто не работал – не было трактористов. Зимой 1926 г. в Херсон на шестинедельные курсы трактористов было послано шесть представителей тракторных обществ Нагартавы: З.Гидалич (“Труд”), С.Сприкут, М.Шварцбаум (“Смычка”), Е.Карт (“Красный плугарь”), Б.Плом (“Новая техника”), А.Гимельшпах (“Карл Либкнехт”). В этом же году тракторные общества получили новые машины. Общество состояло из 15-20 хозяйств [21]. В 1928 г. при Нагартавском Сельском Совете впервые в Березнеговатском районе была организована сельскохозяйственная коммуна “КИМ”, которую возглавлял Рахиль Ефимович Гефт. Организаторами коммуны были: Михаил Израилевич Зевлевер, Михаил Абрамович Кальман, Арон Гельфанд, Исаак Кальман, Исаак Рускол [22]. Весной 1929 г. коммуна получила 2 трактора (“Фордзон” и “Интернационал”), денежный заем для закупки тягловой силы, семена для весеннего посева. Было приобретено 8 коней и 12 коров. После этого была создана племенная ферма. Заведующей фермой назначили Р.Гимпель. Члены коммуны жили вместе в общежитии, питались в столовой. Плату за работу не получали, а жили за счет коммуны. Мужчины и женщины в коммуне одевались одинаково. Все носили зеленые костюмы, комсомольские значки, кожаные куртки, хромовые сапоги или ботинки с гетрами [23]. В 1930 году коммуна была реорганизована и приняла устав сельхозартели. Председателем был избран Матвей Львович Зябко. В этом же году Нагартавский Сельский Совет получил статус “Еврейский национальный” [24].

   Репрессии также не обошли население Нагартавы. В 1934 году было проведено показательное судебное заседание по уголовному делу “Черный амбар”, где обвиняли в утаивании зерна от государства. Фактически же в субботу вечером с поля привезли 30 центнеров ячменя, а так как кладовщика Цейтлина не нашли, то решили зерно выгрузить в свободное помещение неоприходованым, а на следующий день сдать в амбар на хранение. Однако уже в воскресенье утром политотдел знал об этом событии и вмешался в него.

   Решением суда, который состоялся 8 августа 1934 г., председателя колхоза Фалкова осудили на 10 лет тюремного заключения, а кладовщика Цейтлина приговорили к расстрелу. К счастью, после представленной кассации, Цейтлин был оправдан, а Фалкову дали один год лишения свободы [25].

   С начала Великой Отечественной войны была объявлена эвакуация населения в восточные районы СССР. Но жители Нагартавы успели доехать только до Днепра, где переправа уже была разрушена немецкой авиацией. Эвакуироваться удалось лишь нескольким колхозникам, а остальные возвратились в Нагартаву [26], где и погибли от рук немецких оккупантов.

   По распоряжению начальника Березнеговатской районной управы Бауэра, все еврейское население села должно было собраться к семи часам утра 14 сентября 1941 г. якобы для переписи. По словам свидетеля, Марии Рак, уже в ночь на 14 сентября евреев загнали в помещения клуба для регистрации, а в семь часов утра началась расправа. Стариков, женщин, детей раздевали до нижнего белья и по 25 человек подводили к оврагу, где и расстреливали из автоматов. По словам очевидца, Василия Тыцкого, детей солдаты накалывали на штыки и бросали в овраг. Учительницу Софью Станишевскую забили камнями. Для больных фашисты выделили 10 подвод, которые подвозили жертв к месту расстрела. Не щадили никого. Так, у чудом спасенного, Бориса Каца, в этот день погибла вся семья – жена, сестры, пятеро детей, всего 18 человек [27].

   Со слов очевидца, Павла Скрыля, место расстрела еврейского населения впоследствии засыпали более толстым слоем земли, так как вначале видны было руки и даже головы погибших. Три недели около 300 человек приезжали из Березнеговатого на 200 подводах и засыпали место расстрела. Для того чтобы трупы не попали в речку Висунь во время таяния снега, могилы окружали земляными стенами толщиной более метра, высотой до 3-4 метров [28]. Всего в Нагартаве оккупанты уничтожили 865 евреев [29].

   Исполком Нагартавского Сельского Совета депутатов Березнеговатского района Николаевской области возобновил свою деятельность 15 марта 1944 года. Чтобы «вдохнуть жизнь» в Нагартав, сюда переселили жителей из сел Крымского района Краснодарского края, а также западных областей Украины. Уже в 1945 г. новые колхозники рапортовали о выполнении и перевыполнении плана по сбору урожая [30]. Жизнь продолжалось, но это уже была жизнь не еврейской колонии. В Березнеговатом родственники погибших жителей Нагартавы обратились в местную власть за разрешением о перезахоронении останков покойных. Органы местной власти с пониманием отнеслись к просьбе, предоставили необходимую помощь. Прах бывших жителей Нагартавы был перенесен на действующее еврейское кладбище в братскую могилу. Еврейская община в 1982 г. инициировала установление на могиле памятника – стелы. Каждый год 14 сентября к нему съезжаются родные погибших [31]. В 1954 году по решению исполкома Николаевской области Нагартавский Совет вошел в состав Березнеговатского Сельского Совета, а территория еврейской колонии Нагартав вошла в состав Березнеговатого. Сейчас бывшая колония официально называется поселком городского типа Березнеговатое, однако сами жители неофициально часть поселка по-прежнему называют “Нагартава”.

   Примечания
   1. Ястребов В. Опыт топографического обозрения древностей Херсонской губернии. // Записки Императорского Общества Истории и Древностей. – 1894. – Т.XVIII. – С.91, 155.
   2. Кальман М.А. Воспоминание старожила Нагартавы // Рукопись, семейный архив, 1986. – Л.3.
   3. Боровой С.Я. Еврейская земледельческая колонизация в старой России. - М., 1928. - С. 49-50.
   4. Мельникова Н. Динаміка населення єврейських землеробських колоній Півдня України (ХІХ – поч. ХХ ст.) // Наукові праці історичного факультету ЗДУ. – Випуск 14. – Запоріжжя, 2001. – С.229.
   5. Архивный отдел Березнеговатской районной государственной администрации (АОБРА). - Ф. 23. – Оп.2. – Д.2. – Л.8.
   6. Шайкин И.М. Маленькая столица или еврейская земледельческая колония Нагартав // IV Миколаївська обласна краєзнавча конференція “Історія. Етнографія Культура. Нові дослідження.” – Миколаїв, 2002. – С.234-235.
   7. АОБРА. - Ф. 23. – Оп.2. – Д.2. – Л.10.
   8. Государственный архив Херсонской области. – Ф.22. – Оп.1. – Д.45. – Л.7.
   9. Там же. – Л.1.
   10. Зябко Л.М., Бибе М.Я. История Нагартавы // Рукопись, семейный архив, 1991. – Арк.5.
   11. Шайкин И.М. Маленькая столица или еврейская земледельческая колония Нагартав. – С.234.    12. Там же. – С.235.
   13. Шмидт А. Материалы по географии и статистике России. Херсонская губерния. – СПб, 1863. – С.712.    14. Государственный архив Николаевской области (ГАНО) – Ф.Р. 1560. – Оп. 1. – Д.154. – Л.35.
   15. Хонигсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины. Краткий очерк истории. – Ч.1. – К., 1993. – С.132.
   16. Гриневич Е.В. К вопросу о еврейских погромах на Николаевщине (конец ХІХ - начало ХХ вв.) // IV
Миколаївська обласна краєзнавча конференція “Історія. Етнографія Культура. Нові дослідження.” – Миколаїв, 2002. – С.238.
   17. Карабчевский Н.П. Речи. 1882-1902. – СПб, 1992. – С.112.
   18. Кальман М.А. Воспоминание старожила Нагартавы. – Л.28-29.
   19. Там же.
   20. Воспоминания Р.А.Бецера // Материалы Березнеговатского народного районного историко-краеведческого музея. – Инв. № 851.
   21. ГАНО. – Ф.Р.1053. – Оп.2. – Д.51. – Л.205.
   22. Кальман М.А. Воспоминание старожила Нагартавы. – Л.31. 

   23. Воспоминания Р.А.Бецера. – Инв. № 851.
   24. Кальман М.А. Воспоминание старожила Нагартавы. – Л.36.
   25. ГАНО. – Ф.Р.1054. – Оп.1. – Д.46. – Л.119.
   26. Кальман М.А. Воспоминание старожила Нагартавы. – Л.75-76.
   27. Левіна Г. Нагартавська трагедія // Південна правда. – 1946. – 11 січня.
   28. Березнегуватщина. Нариси історії (з найдавніших часів до середини ХХ століття) / За ред. Ю.В.Котляра. – Миколаїв-Березнегувате, 2004. – С.97-98.
   29. Гриневич Е.В. Холокост на Николаевщине // Еврейское население на Николаевщине. Сб. док. и матер. – Т.2. – Николаев, 2004. – С.25.
   30. ГАНО. – Ф.Р.1002. – Оп.3. – Д.21. – Л.11,18.
   31. Мій край, оспіваний вітрами. Навчальний посібник. – Березнегувате, 2004. – С.26.

Журнал «Корни», №19, 2003 г., стр. 150-161    

 


    

из книги 'Евреи земледельцы' В.Н.Никитин, С.-Петербург, 1887 г.

Из 73 семей прибывших в 1808 г 56 водворенно семей, 16 получили деньги и к окончательному водворению приступленно.

Поселенци прибыли в самом беднейшем положении.

 

стр. 33 ревизия  Контентиуса:

В деревне Нагартав читалось 118 семейств, в 437 мужч. и 405 жен., всего 842 душ. Из них до 20 чел. отпущены В Херсон на работу. Колония  эта , по описанию Контентиуса, состояла из 3 селений, не в дальнем друг от друга расстоянии. Домов было : 51 камменых, 22 земляных. Земли за колонией считалось 12000 дес., а вполагая на 437 муж. пола душ по 15 дес. - у нагартавцев было 5445 дес. лишних. Земледельческих орудий нашел Контентиус в деревне: 17 плугов, 6 борон,и 64 повозки; волов 68 пар; лошадей 13; коров 75; годовиков 53 и телят 70. Прибывшие в 1810 г 42 семейства не имели еще приюта, почему желали зимовать в первой деревне, но обыватели на это не соглашались: они сами были на столько многосемейные , что на каждый дом приходилось своих по 7 душ, а если бы еще расположить и пришельцев (298 душ), то пришлось бы на дом по 11 душ; такая же теснота представлялась Контентиусу "предосудительной для здоровья переселенцев". Обыватели Нагартава посеяли: 150 четв. 1/2 чка пазного хлеба; уродилось же у них 243 четв. 5 чка. На годовое продовольствие не достовало, значит, 985 четв. и 3 чков. Сена накосили они 18 1/2 скирд. В мельнице тоже нуждались. Точно также потеряли: от падежа - 12 шт. рогатого скота; от воровства - 4 лошади, а две пары украденых волов отыскали. Новоприбывшие жаловались Контентиусу , что в 1810 году получили кормовых только на 3 1/2 месяца; затем, по сведетельству Контентиуса, некоторые из них страдали лихорадкою и скорботом.

 

стр. 69 ревизия  Ланова:

В деревне Большой Нагартав: хозяев получивших ссуду было 72 семейства в 534 души. Посеяли они 124 четв. 4 чка. При урожае вчетверо на годовое продовольствие не доставало бы 786 чт. Земледельческих орудий и скода имели они: плугов со всей упряжкой -17; бирин-9; повозок -65;волов -63 пары; коров и прочего рогатого скота-222 и овец 10 штук. В деревне было несколько двооров с неснятыми крышами, с порядочными дворами и загорядями, а это Ланов приписал тому, что там жил смотритель колонии Соболев прилежно занимавшийся устройством. Колодец был только один, но поселенцы брали летом "нездоровую воду", приимущественно из р. Доброй и Висуни.

В деревне Малый Нагартав: хозяев получивших ссуду и приписанных к ним,  было 24 сем. в 175 душ. Посеяли они 20 четв. 4 чка. на годовое продовольствие не доставало 340 четв. Земледельческих орудий и скода имели они: плугов -3; бирину-1; повозок -22;волов -22 пары; а прочего рогатого скота-78 штук.

Поселенцы мало успели в хлебопашестве потому, как обяснял Ланов, что прибыли в 1810 г. и долго болели.

Домов в Большом и Малом Нагартавах было: конченых-24, непокрытых-49, а начатых 21, всего 94. Обе колонии разселились на безводных участках; отчего во время хлебопашества и сенокоса поселенцы бочками возили воду из р. Доброй и Висуни; они выкопали, правда, колодез на 5 сеж. в глубину, но вода еще не показывалась. Лугов для сенокоса не было; сено же косили на самой степи, откуда, в сухое лето, как напр., в 1812 г. его разносило ветрами.

 

Данные население колонии на  1815год  (ст 89)

колония

 

число семейств

мужского пола

женского пола

обоего пола

из них рабоч. с 13

летн. возраста

Большой Нагартав

1-го разр. людей

72

234

187

421

271

2-го разр. людей

-

82

57

139

79

Малый Нагартав

оседлых ссудой и кормовыми

22

68

60

128

84

холостых и сирот с кормовыми

-

31

24

55

37

всего

 

94

415

328

743

471

 

В 1814 г родилось 23 чел., умерло 17 (ст 91).

 

Из ведомости послонной Козодавлевым Голицыну – данные на 1817 год.(ст 108)

колония

число душ

земли вообще десятин

за наделом по 15 дес. на семью осталось.

муж

жен

обоего пола

удобной

не удобной

удобной

не удобной

Большой Нагартав

292

225

517

8800

200

3955

200

Малый Нагартав

109

96

205

5372

118

1547

118

 

 


 

Дело о погромах в еврейской колонии Нагартове и в посаде Березнеговатом Введение в дело: Тридцать девять человек мещан и крестьян в возрасте большей частью 17 — 30-ти лет (три человека 50 — 60-ти) были преданы суду по обвинению в том, что, из побуждении экономического и национального характера, согласились и учинили скопом в еврейской колонии Нагартове и посаде Березнеговатом нападение на дома евреев, причем произвели повреждение, уничтожение и расхищение различного имущества, учинив в то же время и насилие над некоторыми евреями. Деяние это предусмотрено ч. I ст. 269 Уложения о наказаниях. Дело это слушалось в г. Николаеве 29 марта 1900 года. Особым присутствием Одесской судебной палаты. Председательствовал старший председатель Одесской палаты Б. Ю. Витте, обвинение поддерживал Н. Ф. Джибели. Защищали подсудимых местные присяжные поверенные господа Варшавер, Венский, Штейн и Маурер.

 

Н.П. Карабчевский       

Речь в защиту потерпевших от погрома в еврейской колонии Нагартов

      Господа судьи! Выступая перед вами представителем евреев землевладельцев колонии Нагартов, где разорено и разграблено сто сорок четыре дома и где, тем не менее, сумма всех убытков по официальному исчислению простирается лишь до двадцати восьми тысяч рублей, мне не приходится выдвигать на первый план интерес материальный и экономический. Наоборот, являясь представителем вконец разоренной деревенской бедноты, мне хотелось бы выдвинуть на первый план интерес бытовой и нравственный. Каждый раз, когда заходит речь об еврейских погромах , выдвигается обычный укор евреям в экономической эксплуатации окрестного русского населения; племенная и религиозная рознь и вражда пристегиваются затем в виде архитектурных украшений, и построение обвинения считается законченным. Никаких оснований для подобного освещения следственного материала данного процесса как раз не имеется. Наоборот, здесь имеется нечто совершенно иное.

      С 1802 года, т. е. с начала столетия, на земле, принадлежащей ведомству государственных имуществ, поселена мирная еврейская земледельческая колония. По отзыву попечителя этой колонии господина Маковецкого, который одновременно является контрагентом казны в качестве сборщика аренды и лицом, надзирающим за правильным пользованием землей и общей организацией деревенского быта этой оригинальной колонии, — евреи-землевладельцы вполне укоренились в своем оригинальном бытовом укладе и представляются настоящими землевладельцами-тружениками, добывающими по завету Иеговы, данному первому человеку, "хлеб свой в поте лица своего".

      Их обидчики — жители соседнего посада Березнеговатого , в свою очередь, по крайней мере в большей своей части, также землевладельцы или лучше сказать, дети патриархальных землевладельцев. Вспомните Бойко, Ткаченко и других почтенных старожилов посада Березнеговатого , которые прошли здесь в качестве безукоризненных и беспристрастных свидетелей. Никакой терпкости или замешательства, по их словам, в отношениях соседей-земледельцев до сих пор не было. Старики не знают и не запомнят ни одного случая столкновения с евреями на почве аграрных или экономических интересов. В течение почти целого столетия царило полное единение при самых добрых и мирных отношениях! Общие условия быта и окружающей природы невольно сплачивали соседей. Когда местность постигал голод, они голодали вместе, когда Бог давал урожай — радовались сообща. Коровы и быки их ходили в одном общем стаде, на одном и том же поле, и когда были тощи коровы одних, не тучнел скот других. Не было ни зависти, ни конкуренции, ни обид. У евреев-колонистов земли не больше, чем у посадских мещан, и совершенно тождественные условия трудовой крестьянской жизни делали их равноправными пред лицом суровой матери-кормилицы земли. Мы не слыхали здесь ни жалобы, ни намека на тот характерный признак экономической вражды, который введен законодателем в число необходимых признаков 269-й статьи Уложения о наказаниях.

      Правда, здесь были показания свидетелей, говоривших нам о подсудимом Лазаре Веремееве, лавочнике из посада Березнеговатого . Утверждают, что, подбадривая громителей еврейских лавок в посаде, он преследовал известную экономическую цель. Он имел в виду отстранить конкурентов-евреев. Но это ужо особый способ экономической борьбы, Веремеев — довольно типичный экземпляр своеобразной деревенской интеллигенции, которой по воле судьбы суждено стать первым вожаком и просветителем темной крестьянской массы. Экономическая теория Веремеева, во всяком случае, не лишена смелого полета мысли и воображения. Он желал бы, по-видимому, немногого: он желал бы только одного: чтобы на всем земном шаре была одна лавка и чтобы лавка эта была Лазаря Веремеева. Сообразно этому взгляду на занимающий нас предмет и преследование, в сущности, мирных целей "упразднения конкуренции", и самое поведение Веремеева было не лишено некоторых "культурных" приемов. Утром он подбадривал парней словами: "Бейте жидов! Что вы говеете? В Николаеве давно разговелись", днем подпаивал их водкой, а к ночи, когда толпа уже вошла во вкус и совершенно разнуздалась, он ищет свидетелей и лицемерно-смиренно вздыхает перед ними: "Ax, ox, что только делают! Жаль, старосты нет, а то бы нарядить обход, живо бы все прекратилось!"

      Еврейские лавки тогда уже были разграблены, и Веремеев без ущерба для своих интересов мог искренно желать прекращения беспорядков. Но ни старосты, ни обхода не случилось, и всю ночь по посаду Березнеговатому и по колонии Нагартов громыхали телеги, увозя разбросанные товары и жалкое еврейское добро. По выражению одного из свидетелей, после битвы и победы всю ночь продолжалось мародерство. По обвинению в разбое и грабеже подсудимые суду не преданы, а это, кажется, единственный "экономический признак", присущий данному делу. По силе 269-й статьи Уложения о наказаниях приходится искать еще племенной и в особенности религиозной розни, как мотивов преступления. Это старая идея, и пора бы ее давно бросить. Земледельцы-евреи в особенности не носят на себе никаких типичных черт городской еврейской голытьбы. Они и одеты по человечески, как одеваются соседи, немцы-колонисты, и сами обыватели посада Березнеговатого , и руки у них такие же шершавые, мозолистые, рабочие.

      О религиозной розни соседей тоже что-то не было слышно. Об этом свидетельствовал нам здесь священник посада Березнеговатого о. Михаил Иваницкий. Евреи-колонисты называют местного священника не иначе как батюшкой, попадью матушкой, и отзываются о них с величайшим уважением. В свою очередь сами виновники разгрома проявили полную религиозную терпимость. Религиозную святыню евреев — синагогу — толпа не тронула, разгромив беспощадно частные дома. Но если это так, если верно мое утверждение, что ни материальный гнет еврейского населения, ни племенная вражда, ни религиозная рознь не были причинами бесчеловечного разгрома, которому подверглась мирная ни в чем неповинная земледельческая колония, то где же, в чем искать причины и объяснения печального события?

      Из Николаева шел свет... Вы помните показания некоторых свидетелей, не из евреев, господ Маковецкого, Михеева и других. Ходил по посаду толк, что из Николаева пришла телеграмма — "бить жидов". Официальное разрешение на это было якобы дано каким-то генералом Сомовым. Наивная версия, не лишенная своей ужасной поучительности. Мне самому в дни первой молодости здесь же, в Николаеве, случилось слышать о "невинных шутках", проделывавшихся так называемыми господами над беззащитными евреями. Старикам-евреям припечатывали к столу бороды, предварительно скрутив им назад руки и накормив их рвотным порошком. Конечно, нравы несколько смягчились. Боюсь, не приняли ли они лишь более мягкие формы, оставаясь по существу столь же возмутительными. Начиная с восьмидесятых годов общий упадок наших нравственных и общественных идеалов отразился и на еврейском вопросе. В этом, и ни в чем ином, без сомнения, следует искать причины той развязной беззастенчивости, с которой пренебрежительное отношение к евреям и слово "жид" пестрят и на страницах газет известного сорта, слышатся и на улицах и даже в общественных собраниях публично. Явление совершенно невозможное в лучшие годы расцвета общественной мысли и человеческого духа... Оно возможно теперь! Мы, по-видимому, забываем, что, составляя собой верхний слой общественной среды, мы пропускаем в подпочву, т. е. в среду этих безграмотных людей, всю умственную муть, все нравственные миазмы нашей среды. Им одним за наш же первородный грех приходится тяжко расплачиваться.

      Весь контингент подсудимых являет собой характерные черты новейшей деревенской молодежи, которая, отстав от заветов и верований своих стариков, уже кое-что читает, кое-что слушает и перетолковывает, разумеется, по-своему. Умы уже начали работать, но работают беспорядочно и смутно. Нравственные заветы, не выработавшись сознательно, все еще ждут своего пророка, своего учителя. Когда священник, облаченный в епитрахиль и с крестом в руках, вышел к толпе, у него не нашлось в запасе ни аргументов, ни божественного слова вдохновения. Он только и мог пригрозить толпе: "начальство", "розги", "наказание". Вот и тут, и на этой скамье подсудимых ждут только наказания. Если бы были оправданны заветы законодателя и надежды общества при введении новых Судебных уставов, что суд — школа нравственности, а не место казни, я бы сказал всем этим несчастным: "Не ждите нового слова и нового еще какого-то завета, не ждите и иного пророка. Пророк был, и слово Его уже сказано, а завет один: "Любите ближнего, как самого себя!".

 

 

Приговором Особого присутствия Одесской судебной палаты одиннадцати человек из числа обвиняемых были оправданы, остальные обвинены, в том числе и Лазарь Веремеев, признанный виновным в подстрекательстве. Веремеев был приговорен к заключению в арестантское отделение сроком на один год и шесть месяцев; остальные — к меньшим наказаниям. Гражданский иск — вследствие заявления о том поверенным истцов, — оставлен без рассмотрения.


ХОДА Ф. Р. - 440 - О. 5 - Д. 45

Список кулаков-експертников I и II категории по Херсонскому округу на 1930 г. 

Колония Б. Нагартав. 

  1. Курганов Абрам Фриделев.

  2. Шинов Шлема Моисеевич.

  3. Щедров Янкель Моисеевич

  4. Дубинский Айзик Соломонович.

  5. Кацов Колмон Яковлевич.

  6. Райкин Давид Иссакович.

  7. Зильберман Герш Нотович.

  8. Лебедь Зейлик Айзерович.

  9. Кун Мартын Михайлович.

  10. Кун Антон Мартынович.

  11. Эрлих Моисей Иосифович.

  12. Праг Бела Лейьовна.

  13. Берхман Шприя Николаевна.

  14. Сокол Аабрам Давидович.

  15. Праг Хаим Шмулевич.

  16. Поташ Роза Хаимовна.

  17. Когон СрульЗейликович.

  18. Когон Хаим Срулевич.

  19. Кацов Янкель Менделеевич.

  20. Кацов Иосиф Менделеевич.

  21. Коганов Абрам Хаимович.

  22. Плам Абрам Танкелевич.

  Термином “кулак-экспертник” называли зажиточного хозяина, которому доводился «на двор" налог, согласно его имущественного положения.


Шайкин И.М.  Зябко М.Н.

Нацистский геноцид в еврейских земледельческих колониях юга  Украины.

Отрывок.

 

 

1. Начало Великой Отечественной войны

 

Эвакуация

 

   В первые недели после начала войны военнообязанные мужчины были мобилизованы в Красную Армию и воевали неподалеку от родных мест. Молодежь и пожилых людей направляли на рытьё окопов и противотанковых рвов. Повсеместно господствовал патриотизм :«Всё для фронта, все для победы!» Много добровольцев пошло в народное ополчение и истребительные отряды по борьбе со шпионами и парашютистами.

 

  Когда началась уборочная страда, колхозники не успевали снимать урожай,не хватало рабочих рук. На поля вышли школьники, студенты, пенсионеры и служащие.

 

  В течение июля практически никто не осозновал опасности немецко-фашистской оккупации, особенно для еврейского населения. О возможной эвакуации на восток страны даже и не думали. И лишь когда появились беженцы из Бессарабии, среди колонистов начались разговоры об эвакуации. Состояние неопределенности усугубляло и бездействие официальных властей. Колхозники продолжали трудиться на полях и фермах и с тревогой слушали сообщения о неутешительном положении на фронтах. А гитлеровские танковые колонны стремительно продвигались по степным дорогам Одесской и Кировоградской областей.

 

   С большим опозданием руководство Николаевской области начало организовывать эвакуацию из сельской местности.

 

    Так, лишь 5 августа 1941г. Николаевский облсовет депутатов трудящихся и обком КП(б)У постановили создать областную эвакуационную комиссию. Прошло ещё несколько дней, пока сельские районные власти приступили к выполнению плана эвакуации людей, колхозов и совхозов, техники и скота.

   

    Для захвата стратегических пунктов немецкое командование использовало тактику высадки парашютных десантов, что приводило к ускорению оккупации южноукраинских земель.  Эвакуация из ряда еврейских колоний шла буквально под огнём, и большинству колонистов, пытавшихся уехать на подводах, пришлось вернуться домой, так как все пути на восток были отрезаны.

 

 12-13 августа фашисты заняли западные раоны Николаевской области.  Фронт приближался к Березнеговатскому, Снигиревскому  и Калининдорфскому районам Николаевской области. Еврейское население колоний Нагартав, Добрая , Романовка, Калининдорф, Штерндорф, Бобровый Кут и др. Спешно покидало свои дома. Сотни подвод и арб, запряженных лошадьми и волами, переполненных людьми и их скарбом, потянулись к переправам через Днепр. Здесь уже скопилось огромное количество эвакуирующихся людей, подвод, автомашин, колхозного и личного скота, воинских частей и военной техники. В первую очередь переправлялись отступающие войска. Переправочных средств не хватало. К тому же немецкая авиация безжалостно бомбила переправы, скопления войск и мирных граждан. Поэтому немногим колонистам удалось переправиться на левый берег Днепра. Обозы повозок и арб вернулись в свои колонии, люди- в свои дома. Многие из них не представляли себе, что их ждет под властью оккупантов. У переправ немецкие самолёты сбрасывали листовки, в которых немецкое командование предлагало красноармейцам сдаваться в плен, а населению обещало «хорошую жизнь без коммунистов и жидов». Люди возмущались, читая эти листовки. Но рядовые колхозники и колхозницы не верили, что их могут убивать только за то, что они относятся к этой презираемой немцами нации «жидам». Если бы такое пришло им в голову, они бы энергичнее искали способы, чтобы переправиться на левый берег Днепра и тем самым спасти жизнь себе и своим семьям. Следует учесть, что это были в основном старики и женщины, лишившиеся более активной части семей- мужчин, ушедших на фронт. Над колонистами довлели сомнения и нерешительность, истоками которых была их крестьянская привязанность к своей земле, хозяйству, дому,устоявшемуся укладу сельской размеренной жизни.  К тому же старики вспоминали немецкую оккупацию 1918 года. «Тогда,-говорили они,- немецкие войска в еврейских колониях грабили население, забирали зерно, продукты, лошадей, коров и свиней, но людей не убивали». « Что поделаешь?- рассуждали колонисты потерпим, ведь немцы - культурная, цивилизованная нация, нас, хлеборобов, поймут и не станут притеснять». Такие разговоры многих успокаивали и приводили к смирению перед грядущей судьбой в условиях оккупации.

 

     Конкретно об этом периоде (август-сентябрь 1941г.) свидетельствуют воспоминания очевидцев событий в еврейской колонии Нагартав.

 

    Члены колхоза «КИМ»  во главе с председателем Бибе Г.Я. решили эвакуироваться во что бы то ни стало. Спасти людей, скот.« Врагу ни крошки!» - такой приказ. Поехали к Днепру, погнали скот.  Убедившись, что плавсредства находятся в руках военных, Бибе тут же вступил в переговоры с командиром части; и после настойчивых просьб командование решило помочь гражданским.  Колхозники и солдаты в течение одного дня должны были переправить через Днепр всю военную часть, а ночью пусть переправится колхоз. Все было подготовлено к переправе, и как только последнее воинское подразделение ступило на левый берег Днепра, колхозники «КИМа» заняли переправу и за ночь переправили всех людей и скот.

 

    Попав потом в Ростовскую область,  колхоз им. Буденного вблизи Сальска, эвакуированные сразу приступили к полевым работам.  Скот, пригнанный гонщиками,- Гольдиной Рейзл, Рускол Ханой, Соловеем Меером, Пламом Арой и Гениным Мойшей.- был сдан в колхоз.  По рекомендации райкома партии Бибе Г.Я. стал председателем колхоза им. Буденного.  Когда немцы подошли к Сальску, нагартавцам срочно пришлось эвакуироваться дальше. Некоторые попали в бывшую республику немцев Поволжья, обосновались в домах и на полях высланных в Казахстан советских немцев и проработали там до конца войны; некоторые эвакуировались в Среднюю Азию, Казахстан, в Оренбугскую область.(Бибе М.Я.)

 

   Совсем по-другому сложилась судьба членов колхоза им. Кирова. «Кировцы» в организованном порядке добрались к месту переправы недалеко от станции Кочкаревка Бериславского района, где когда-то действовал паром, но оказалось, что в первые же дни войны паром был разбит. Пришлось расположиться табором в 5 км. от Берислава. Очевидцы вспоминали, что председатель колхоза Барендорф Лейб Иосифович и завхоз Рускол Зяма поехали со скотом на переправу в сторону Херсона на разведку в поисках пригодных плавательных средств. Простояв под Бериславом под палящим солнцем трое суток, испытывая бытовые неудобства, потеряв руководителя и лишенные надежды на благополучный исход, люди были в панике. В лидеры выдвинулись пессимистически настроенные колхозники Берхман Мося, Пульсон Яков, Воскин Нисон и другие.  Они не только не мобилизовали людей, в основном женщин, а наоборот, подавляли их надежды, «Чего вы боитесь?- говорили лидеры.- Мы ведь не активисты, не коммунисты, нам нечего бояться». (Большан В.И.) Колеблющиеся послушались, за ними потянулись и остальные.

Так была допущена самая роковая ошибка- «вернуться и погибнуть на месте лучше, чем в чужом краю».  Вот это их и погубило.

 

    Заведующей райздравотделом Березнеговатского района для эвакуации выделили двух лошадей, запряженных в арбу, на которой разместились десять членов семьи и три раненных красноармейца для отправки на лечение в тыловой госпиталь. Вместе с группой других семей на подводах они приехали к Днепру у с. Михайловки. Берег был заполнен воинскими частями с боевой техникой и тысячами подвод с мирным эвакуирующимся населением. Мизерные переправочные средства, беспрерывные налеты немецкой авиации, бомбившей переправу, и скопление войск даже ночью, при осветительных ракетах, сильно затрудняли переправу. Тем не менее, ей и её землякам с большим трудом удалось перебраться на левый берег Днепра, поместить раненых красноармейцев в госпиталь и проследовать в Ростовскую область..

 

   Семьям работавших до мобилизации в армию в райкоме партии, выделили подводу для эвакуации. Но фашисты непрерывно бомбили переправу, и о том, чтобы попасть на левый берег Днепра, здесь и речи быть не могло. Направились в другое место, но вновь безуспешно. Пришлось вернуться домой.

 

    Вернувшись в свои дома, колхозники продолжали работать на полях и в личном хозяйстве.

 

    Ещё до прихода немцев в Березнеговатом распоясались некоторые хулиганствующие элементы, стали преследовать евреев.

 

    Когда Нагартав уже сдали врагу, люди продолжали возвращаться из – под Берислава. Стали также прибывать военнослужащие из окруженных и рассеянных воинских частей, которые дислоцировались в наших местах. ( Фалков.И.)

 

 

    2. Геноцид

 

    Массовое истребление жителей еврейских колоний нацисты и их пособники из местного населения (украинцы, русские, этнические немцы) начали осуществлять уже через несколько дней после начала оккупации.

 

     Вот что происходило  в колонии Нагартав: «Колонисты работали до воскресенья 14 сентября 1941г. В субботу объявили, что все могут завести на мельницу сколько угодно пшеницы и смолоть её. Люди охотно это сделали.

 

     По воскресеньям в посаде Березнеговатом проводился базар, куда с раннего утра всегда направлялись люди из Нагартава, переходя по мосту через речку.  Но в это воскресенье полицаи поставили на мосту своих людей (Кравченко, Свища) чтобы они никого не пропускали на базар.  Колонистов принудили вернуться домой.  Взять документы и пойти в клуб якобы для регистрации.

 

     Трагедия расстрела началась в 7 часов утра.  Женщин, мужчин, стариков, детей заставляли раздеваться до нижнего белья и партиями по 20 человек подводили к оврагу и расстреливали из автоматов.  По словам Тыцкого Василия палачи накалывали некоторых детей на штык и через голову бросали в овраг.  Еще живых забрасывали трупами расстрелянных. Одну несчастную раненую нашли в стороне от места расстрела: Полицай потянул её за руки в овраг, второй выстрелом сзади убил.  Шиманович Соломон, каким-то образом избежал расстрела, умолял оставить в живых его маленькую дочь Нелю. Но фашисты не вняли его мольбам и расстреляли девочку.  Тогда несчастный отец пожелал, чтобы и его расстреляли. Что и было выполнено.

 

   ...Муцмахер Исаак Аронович пришел в колонию и направился в управу. Там его арестовал староста, а полицаи отвели к оврагу за больницей и расстреляли.

 

      Пульсон Шая Борухович после возвращения в колонию из разбитой немцами воинской части почуял неладное и несколько дней незаметно для полицаев скрывался в поле. Голод заставил его обратиться к знакомому старику из Висунска. Старик накормил его, но в следующий раз выдал, позвав полицаев. Последние вывели Пульсона на околицу и старой штыковой лопатой снесли ему голову.

 

      Не нашли защиты затравленные, чудом спасшиеся евреи у многих жителей Березнеговатого. Уже немолодую колхозницу Пульсон Хану Моисеевну расстреляли у оврага возле старой колонии, но не убили, и с наступлением темноты она выбралась из оврага, перебралась через речку и вползла во двор к знакомой крестьянке. Обессиленная, истекающая кровью, она умоляла спрятать её, но та отказала ей. Утром полуживую женщину полицаи расстреляли.

 

    Не все шли на расстрел со сломленной волей, как обреченные.  Бросали в лицо фашистам гневные обличительные слова Софья Станиславская- жена директора нагартавской школы, Лия Пушниц – сестра тракториста Нисель. Последний бросился на конвой с кулаками, но был сбит с ног.« За нашу смерть, - кричали палачам обреченные, - вы  заплатите своей поганной кровью. Всех советских людей не перестреляете, за нас отомстят!» Но были и такие, которые шли на смерть покорно, подавленные, сломленные. Пульсон Яков, Воскин Нисан, Берхман Мося.  Еще при жизни они были мертвецами.» (БибеМ.Я.)

 

    Овраг с расстрелянными был засыпан тонким слоем земли так,  что видны были руки, ноги и даже головы. Ввиду приближения весны в феврале 1942г. оккупанты решили покрыть трупы более толстым слоем земли. Для этой цели они мобилизовали людей из сел Березнеговатое и Висунск.  В течение двух недель ежедневно работали по 200-300 человек. Во избежание попадание трупов в реку Висунь, после таяния снегов,  в концах оврага возводили каменные стены шириной более метра и высотой до 3-4 метров.

 

     Согласно справке, выданной исполкомом Березнеговатского райсовета, в период оккупации в Березнеговатском районе немецко – фашистские захватчики замучили и расстреляли 2015 советских граждан. Из них 1863 человека еврейской национальности,  в том числе: в Березнеговатском сельсовете 112 человек, Нагартавском -865, Романовском- 998, Орландовском – 12 человек.

 

     В Нагартаве после расстрела еврейского населения их дома были разграблены. Часть домов и дворовых построек разобраны на топливо, другие разрушены. В сохранившихся домах поселились жители окрестных сел.

 


Покоління розстріляних

Наближається річниця жахливої трагедії, що сталася 14 вересня 1941 року в селах Великий Нагартав та Романівці нашого району. В той день німецько-фашистські загарбники разом зі своїми лакузами розстріляли сотні мирних громадян. Ось що писала про це газета "Південна правда" у номері від 11 січня 1946 року.

"... Нагартав. Звичайне тихе українське село. 14 вересня 1941 року тут сталася потворна і жорстока подія, яку ніколи не забути.

Начальник Березнегуватської районної управи Бауер, напередодні видав розпорядження: на сьому годину ранку зібрати 14 вересня все єврейське населення, нібито для перепису. Люди, нічого не підозрюючи, зібралися до синагоги. Коли в приміщення набралося багато людей, поліцаї оточили синагогу і почали партіями по 80-100 чоловік відправляти за село до рову на розстріл. Тут були старики, жінки, малі діти. Нещасним наказували роздягтися і лягати на дно рову. Стогін, зойки, благання про допомогу приречених не викликали в катів співчуття. Залп - і жодного не залишилось в живих.

З'являється чергова партія і знову - залп.

Стрілянина, жахливі крики було чути далеко за село. Щоб не займати багато місця,  фашисти наказуавли роздягатися жертвам і лягати зверху на трупи, щоб потім розстрілювати їх. Грудних дітей, бавлячись, бандити підкидали в повітря і на льоту стріляли в них. Не милували звірі і хворих - для них було виділено 10 спеціальних підвід, що підвозили немічні жертви до місця розстрілу.

- Німці жорстоко знущалися над нами, - розповідає Б.П. Кац, який, на щастя, залишився живим, вибравшись з-під трупів, - у мене в цей день загинула вся сім'я -дружина, п'ятеро дітей, сестри..."

- У травні 1944 року ми з мамою повернулися до Березпегуватого і дізналися про страшну вересневу трагедію першого року війни, - згадує Анна Юхимівна Сидоренко, колишня вчителька Березнсгуватської ЗОШ ст., яка нині проживає в Ізраїлі.

Серед розстріляних були і мої ровесники. Ось вони, п'ятикласники Березнегуватської середньої школи, з широко відкритими очима дивляться на мене з групової фотографії Толя Гінчерман - син колгоспного коваля і кухарки, сором'язливий ввічливий хлопчик, який добре навчався, любив техніку і сільськогосподарську працю. Його також любили у великому класному колективі, де навчалося 20 українців, 12 євреїв і одна дівчинка білоруска.

Загинули від фашистських куль і дві Марійки - Юрковська та Альтгауз - простенькі дівчатка нагартавських колгоспників і ще Соня Кікнис з тих, що незадовго до війни стали жителями Нагартави.

Тоді, у 1944 році, на місці загибелі наших родичів, близьких і земляків ще було видно сліди страшної драми. Трупи полеглих були ледве прикриті тонким шаром землі. Односельці потурбувалися і кам'яною стіною відгородили скорботну могилу. Почалися пошуки земляків, ще залишилися живими. До сільської ради і до Л. Й. Барендорфа, П.А. Кальман та Ш. А. Рускол листи йшли з усього Радянського Союзу. Стали збирати кошти не перезахоронения жертв фашизму. Щороку, до 14 вересня, до Березнегуватого і Романівки приїздило багато родичів і близьких розстріляних. Через кілька років за селом, на кладовищі, у братській могилі було поховано останки розстріляних. Через сорок років за проектом наших колишніх земляків -херсонського і полтавського архітекторів Большана і Авенбурга та добровільною участю багатьох колишніх березнегуватців і їхніх молодших родичів на могилі загиблих було споруджено пам'ятник, який символізує обірване життя дітей і літніх людей. На пам'ятнику викарбувані слова "Тут похована тисяча останків рідних і близьких села Нагартави. По-звірячому замучених німецькими катами в трагічний день 14 вересня 1941 року. Пам'ятаємо, горюємо, скорбимо".

Зовсім недавно я познайомилася з сім'єю Геннадия Володимировича Дубова, що мешкає у Запоріжжі. Корені їхнього роду у Нагартаві. У той страховий день їх рід зменшився на 19 чоловік.

Минають роки та пам'ять людська жива. І кожен, хто перетерпів тягар воєнного лихоліття, готовий ще раз перетерпіти труднощі, лише б не чути пострілів, що обривають життя людей.

Валентина Сом

 

На знімках: пам'ятники жертвам фашизму в Березнегуватому та Романівкі.

Скільки їх, величавих і скромних стоїть по всій Україні та за її межами. А скільки спить під ними вічним сном колишніх хліборобів, людей різних професій. Вони, як вічні вартові, оберігають наш спокій, хвилюють, тривожать.

"Поколение расстрелянных" из газеты "Народная трибуна", Березнеговатое, 11/9/2008


 

М.Н.Зябко, И. М. Шайкин. Киев

Евреи Нагартава после Великой  Отечественной  войны

Запорожские еврейские чтения, вып.1, 1997 г

 

 

Нагартав ("речка добрая" - по-древнееврейски) бывшая еврейская земледельческая колония, основаная в 1809 г. на казенных землях в Херсонском уезде Херсонской губернии; с 1956 г. - западная часть районного центра Березнеговатое Николаевской области. За 130 лет (до 1941 г)в колонии сложились специфические трудовые, культурные и бытовые традиции евреев-крестьян. Накануне Великой Отечественной войны здесь проживало около 1200 чел. еврейского населения, в основном колхозники, действовали 3 колхоза, сыроваренный завод, мельница, маслабойня, начальная еврейская школа, клуб и районная больница.

 

В начале Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт, небольшая часть населения эвакуировалась на восток страны, 865 стариков женщин и детей остались в оккупации и были расстреляны 14 сентября 1941 года немецко-фашистскими карателями и их прислужниками из местного населения. Эвакуировавшиеся жители Нагартава работали в колхозах Ростовской, Сталинградской и Оренбургской областей, в Казахстане и Средней Азии. Из 70 фронтовиков 47 погибли в боях за Родину.

 

25.9.1953. Члены исполкома Нагартовского сельсовета

 

25.9.1953. Члены исполкома Нагартовского сельсовета: сидят - Михаил Израилевич Зевлевер - председатель колхоза ,

Абрам Бенияминович Ингерман - директор школы,

Шифра Альтеровна Рускол - председатель сельсовета,

Лев Иосифович Барендорф - председатель до войны и зам. председателя колхоза им. Кирова, после войны., 

Роза Иосифовна Гиндина - учительница младших классов Нагартавской школы

стоят – Коган Фалек – колхозный начальник (фермы, склады, огороды,мастерские).,

? ,

Бецер Рахиль Абрамовна – секретарь сельсовета. Затем библиотекарь и заведующая колхозной библиотеки. ,

Рускол Зяма – колхозный начальник (склады),

?

 Нагартав был освобожден от оккупации 14 марта 1944г. Уже в апреле-мае начали возвращаться из эвакуации семьи колхозников. После войны возвратилось 170 евреев, 26 детей родилось в послевоенные годы. Однако евреи теперь уже составляли меньшую часть села. Многие дома заселили прибывшие из соседних сел, а также переселенцы из западних областей Украины. Возвратившиеся из эвакуации и демобилизованные из армии поселились в своих разграбленных во время оккупации домах. Сельсовет, вновь как и до войны, возглавила Шифра Альтеровна Рускол, председателями колхозов стали Лейба Иосифович Барендорф и Михаил Израилевич Зевлер.

 

 

 В колхозах не хватало техники и лошадей для обработки полей, поэтому урожаи в 1944-1947 гг. были небольшими. Руководителям колхоза им. Кирова(в 1950 г. все три колхоза объединились в один) приходилось прилагать немало усилий для поддержания колхозного хозяйства в должном состоянии. В колхозе преобладали колхозники-украинцы, однако почти все руководящие должности занимали евреи, что отличало этот колхоз от других в районе. Председателем колхоза был много лет М.И. Зевлевер, его заместителем Л.И. Барендорф, главным агрономом Л.Я. Бецер, главным бухгалтером Г.Сокол. Всего в колхозе работало 45 евреев, из них на руководящей работе 15 чел., служащих - 10, рядовых колхозников - 20.

 

 Среди рядовых колхозников , занимавшихся физическим трудом, трое работали доярками, двое - комбайнерами и шоферами, двое - пастухами, трое - овощеводами, трое - пропольщиками на полях, трое - извозчиками, двое - уборщицами, одна - птичницей, один - кузнецом.

Руководящие работники колхоза (33% от всех евреев колхозников) кроме должностей председателя, его заместителя и главного агронома, работали бригадирами(трое), заведующими складами, животноводческой фермы и амбарами под зерно. Возраст этих людей составлял 40-50 лет. Такое положение сложилось потому, что евреи в колхозе были ветеранами и имели опыт руководящей работы еще с довоенных лет. Кроме того, у них более высокий уровень грамотности по сравнению с колхозниками-украинцами, особенно переселенных из западных областей Украины. Евреи-колхозники отличались еще и трезвым образом жизни. Большое значение имела принадлежность к членству в КПСС. Так пять евреев, занимавших основные руководящие должности в колхозе, были членами партии.

Колхоз в 50-60 гг укрепил свое хозяйство, оснастился новой техникой, работали 3 большие полевые бригады, три молочные фермы, овцеферма, птицеферма, кормодобывающая бригада. Ферма, руководимая Шмилыком Файнштейном, по надоям молока считалась передовой в районе. Колхоз имел виноградник, фруктовый сад и овощной огород.

 

Взаимоотношения колхозников разных национальностей в основном были нормальными, и лишь во время трудовых конфликтов проявлялись иногда антисемитские выходки отдельных колхозников, чаще всего в пьяном состоянии. Ежегодные отчетно-выборные собрания колхозников проходили бурно, с большим накалом страстей. Колхозники высказывали свои обиды и притензии к руководству, которые не носили однако антисемитский характер. Несмотря на отчаянное сопротивление некоторой части собрания, большинство голосовало за переизбрание председателем правления колхоза еврея М.И. Зевлевера и членов правления колхоза, которое он предлогал.

 

В нагартавской школе почти половину учителей составляли евреи(Роза Иосифовна Гиндина, Наум Абрамович Зябко и др.) В первые годы после освобождения от оккупации директором школы работала Вера Абрамовна Ровинская, затем, после демобилизации из армии, школу возглавил инвалид войны , энергичный Абрам Бенияминович Ингерман. Под его 20-летним руководством к старому дореволюционному зданию школы были пристроенны новые корпуса.

В школе учеба велась на украинском языке. Число учеников-евреев с каждым годом становилось все меньше. Но во всех выпусках 7-летней, а затем 8-летней школы были дети из еврейских семей. Это были успевающие в учебе дети в связи с тем, что они получали лучшее воспитание в своих семьях, по сравнению с детьми из малограмотных семей украинцев-колхозников.

 

Как правило, еврейские дети продолжали дальше учебу в десятилетках, техникумах, институтах. Среди них большинство стремилось получить высшее образование и они уже не возвращались в родное село. Ученики евреи и украинцы дружили между собой, вместе участвовали в самодеятелньности и кружках по интереснам.

 

Старые набожные евреи собирались для молебен в частном доме деда Сокола. Традиционные еврейские праздники большинство евреев отмечали в домашней обстановке.

 

Старое еврейское кладбище во время войны подверглось разрушению. На его территории до сих пор продолжается захоронение евреев. По инициативе и с участием евреев Нагартава на кладбище установлен памятник погибшим от рук фашистов мирных жителей еврейской колонии.

 

Постепенно еврейское население Нагартава сокращалось: умерло 57 пожилых людей, уехали на учебу и работу в разные города все выпускники школы, переселились в города к своим детям родители. К 90-м годам, т.е. через 50 лет после войны, в Нагартаве осталось лишь 10 евреев, главным образом в смешанных семьях.


 

 

 

Используются технологии uCoz