Нагартав


 ·  О сайте

 ·  История колонии

 ·  История колонии, Зябко М.Н.

 ·  История колонии в фотографиях и документах

 ·  Список жертв геноцида

 ·  Книга Скорби Украины

 ·  Список фронтовиков

    

    Нагартавцы

 ·  Семьи Нагартава в фотографиях и документах

 ·  План Нагартав (1905 г.)

 ·  Лечебница в степи

 ·  Семья Евзрухин

 ·  Судьба Лейдерман Л.И.

 ·  Лея Фалков, Ита Горовиц

 ·  М.А. Кальман, Р.А.Бецер

 ·  Перлов А.И.

 ·  Энциклопедия большой семьи

 ·  Письма

 ·  Известные Нагартавцы

 ·  Поиск Родственников

 ·  Видео

 ·  Фотоальбом

 ·  Новые публикации

    

 ·  Пишите нам!


evkol.nm.ru

 

 

История  колонии Нагартав.

Сборник  воспоминаний, выписки из книг и архивов, г. Одесса, 2005 г.

содержание

 

 

Как и зачем писалась История колонии.

3jabko.JPG

Зябко Михаил Наумович 1947г. рождения

Историю я стал писать с конца 1982 года и продолжаю работать над ней по настоящее время. Не думаю, что когда-нибудь успею представить ее в некотором законченном и совершенном виде. Я ставлю перед собой задачу  отпечатать материал по истории моей малой родины по возможности в полном виде. Хочу описать то, что будет безвозвратно утеряно, если его не записать.

А чтобы привести его в безупречный вид как литературное или историческое произведение, скорее всего, у меня не хватит времени.

При написании истории я обращался за помощью (и они  мне существенно помогли) к своим  землякам старожилам. Но некоторые высказали недоумение по поводу бессмысленности, как им казалось, этой большой по объему работы.

Кому это надо? Зачем делать такую большую работу без всякого материального вознаграждения? Кого интересует история заурядной ничем не примечательной колонии?

 Я чувствовал убежденность моих оппонентов в моей непрактичности и неумном тщеславии. Прямым текстом говорилось о неточностях в изложении фактов, и непрофессиональности изложения. Поэтому я испытываю потребность высказаться о том зачем, кому нужна и зачем я проделал эту большую работу.

Что работа написана не профессионально – это верно. Я не профессионал. Но, если профессионалам некогда заниматься историей моей колонии, то мне представляется нужным  чтобы ее написал хоть кто-нибудь . И ,может быть, профессионалам  после меня останется меньше работы, если кто-нибудь за нее возьмется.

Что факты изложены не точно – пожалуйста подскажите мне, что нужно исправить.

А зачем и кому нужна эта работа?  Когда я начинал писать  Историю, предо мной такой вопрос не стоял. Мне представлялось это естественным, и считал, что это святое дело.

В 1982 году умер мой отец. Мне стало очень грустно. До этого у меня умерли мои бабушка, мама, брат мой. Всего этого для меня казалось много.

И мне казалось тогда, что если стоит дальше жить, то, конечно же, для того чтобы вспоминать  добрые старые времена, когда все еще были живы.

Я стал рассматривать фотографии, читать старые письма, собирать сведения о моих родных у соседей, у старожилов. В альбоме с фотографиями было много фотокарточек с  лицами людей, которых уже нет, с которыми связаны мое детство и юность. Были в альбоме довоенные фотографии моих родственников, которых убили в войну, и о которых мне часто рассказывал мой отец. И, можно сказать, что моя грусть по моим умершим родственникам на едином дыхании переросла в грусть по большому кругу близких мне людей , которые умерли , которых убили, которые дороги были моему отцу, и моим  родным..

Таким образом я стал собирать материалы и писать историю колонии  Нагартав.

Время  лучший доктор, говорят. Еще  лучше “лечит” долгая, кропотливая работа.

Работу по написанию истории я делал по вечерам после работы, посвящал ей свои отпуска, ездил в другие города для встреч с земляками уроженцами моей колонии, для работы в архивах. Чувство горечи постепенно сменялось чувством усталости.

Чувство усталости, сознание того что многие не одобряют эту мою работу, желание прекратить работу, я прогонял тем, что вспоминал о своих первоначальных настроениях, побудивших меня взяться за эту работу.

Поддерживал себя также тем, что раз начал, то нужно как-то закончить, что кроме меня никто не сделает эту работу, и что нужно записать пока еще живы люди, которые могут  хоть что-то рассказать о моей колонии.

Это описание моих переживаний способно объяснить, что может побудить и  как это человек может выполнить безвозмездно такую большую по объему работу.

На вопрос о том зачем и кому это нужно ответить легче. Немало моих земляков одобрительно отнеслись к написанной мной истории. Им то она и нужна. А зачем?

Без сомнения, многим людям доставляет удовольствие вспоминать о своей молодости, вспомнить своих ушедших друзей, родителей ,родственников…

Итак, моя рукопись будет интересна моим землякам, которые  захотят вспомнить молодость  , окунуться в счастливые времена когда все еще были живы. Ведь почти всем нам хотелось бы хоть на короткое время вернуться в годы нашего детства и юности поговорить с живыми еще друзьями и родными. А еще не плохо бы увидеть своих родителей, а то и бабушек и дедушек молодыми еще, полными сил. И не потому ли мы посещаем могилы, пересматриваем старые фотографии, перечитываем старые письма….…

Рукопись эта может быть полезна также и уроженцам других еврейских колоний, т.к. в ней приведено много сведений о колониях вообще.  По плану этой рукописи можно, как по трафарету ,с меньшими усилиями и меньшими  затратами времени составить рукописи по другим колониям (а может и местечкам).

 

Первый вариант Истории писался  с 1982-го по 1984 год.

Писал я ее со слов старожилов, уроженцев колонии, на основе своих личных воспоминаний из моего детства, юности, на основе того ,что рассказывал мне ранее мой отец, мама, бабушка, родственники и, отчасти , на основе библиотечных и архивных материалов. Существенно мне помогли уроженцы колонии  Фалков И.М, Большан В.И.,Клящицкий П.Л., Бибе М.Я., Гельфанд П. Ф.,Томчинская С.Я. своими  воспоминаниями (устными или рукописными). Больше всех предоставил своих  воспоминаний  Бибе Михаил Яковлевич (возможно, около половины материала).

Первый раз я отпечатал 5 экземпляров истории (I-й вариант) и раздал нашим землякам  в 1984 году.

Второй вариант моей рукописи  вызрел постепенно в последующие годы в связи с накоплением нового материала (люди предоставляли, я интересовался и выписывал).

Бибе М.Я. после выхода моего первого варианта решил сделать лучшую, на его взгляд, версию рукописи. На основе моей рукописи он составил свой вариант, отпечатал его в1990 году в нескольких экземплярах и распространил среди своих родственников и один его экземпляр отправил в Израиль. Свою  рукопись он составил как рассказ от одного лица. В ней он от себя излагает факты и дает им свои комментарии.

Я же предпочитаю представить  историю колонии Нагартав в виде сборника воспоминаний и выписок, чтобы всем было ясно откуда почерпнуты сведения ,приведенные в рукописи. Но, готовя  свой вариант  рукописи, Бибе М.Я. вспомнил и изложил в нем много такого ,чего не было в моем первом варианте. И  это стало важнейшим обстоятельством,  побудившим меня продолжить работу над своей рукописью, которую я хотел сделать как можно более полной.

Несмотря  на вольный характер изложения, сознательного вымысла в этой рукописи нет. Неточности, которые, конечно же, имеются ,связаны с тем, что люди  не точно вспоминают события многолетней давности. По мере возможности изложены несколько (чаще две) точек зрения на одно и тоже событие. Нет здесь и вымышленных имен. Все люди названы своими именами.

 Думается, что воспоминания содержат немало такого, чего нет в литературе и в архивах. А литературы по этой теме мало. Много ее было уничтожено во время кампании по борьбе с космополитизмом. А до этого  было много литературы про евреев и ЕКО (Бибе М.Я.).

Уже  после написания большей части этой рукописи, в 1990 я познакомился с активно работавшим по истории еврейских колоний на Юге Украины бывшим нашим земляком, фронтовиком, участником Парада Победы 1945 года в Москве, а в последние годы жителем города Киев, Шайкиным  Иосиф Мееровичем 1920 геологом , кандидатом наук. .Его уже нет с нами.

Иосиф Меерович Шайкин  активно работал и много написал статей  по истории еврейских  земледельческих колоний Юга Украины. Почти все они опубликованы.

Список их приведен ниже. Я помагал ему, и некоторые свои статьи он опубликовал как совместные.

И уж если сказал подробно  о Шайкине И.М., то следует сказать и о том ,что  и другие  мои земляки помогавшие мне в написании рукописи, также  бывшие воины – фронтовики :Авенбург  Семен Григорьевич 1908 г , Бибе Михаил Яковлевич 1908 г, Большан Вениамин Иосифович  1921 г , Клящицкий Петр Львович 1908 г., Фалков Исаак Моисеевич 1899 г.. И я им благодарен не только за помощь в написании рукописи, но и за их вклад в Победу.

  

Зябко М.Н.

28.3.2005г.

 

 

 

Литература

1. Дружинина Е.И. Южная Украина в 1800 - 1825 гг. м. 1970.

2 .Дружинина Е.И. Южная Украина в период кризиса Феодализма 1981.

3. Iсторiя  miст i  i( сп Укранськоi УРСР, Миколаавська область. 1971.

4. Icтopiя мiст i сiл Украшськоi УРСР Херсонська область.1972.

6 .Боровой С.Я. Еврейская земледельческая колонизация.1928.

7.  Демидов Сан-7.Донано./П.П./ Еврейский вопрос в России. СПб. 1883. Никитин В.Н. Евреи  земледельцы. СПб.1887. Материалы для оценки земель Херсонской губернии, т.6.

8. Краткий исторический очерк земской медиины в Херсонском уезде.

9. Энциклопедический словарь /Брокгауз и Ефрон/ 1893 г.    том 21 ст."Евреи", том 22 ст." Еврейская культура ".

10 .Евреи в Новоросийском крае./дореволюционное издание/

11. Членов М. Евреи Советского Союза,  статья в журнале "Советиш Геймланд"N7 1982

11. Советские евреи: факты и цифры. Под ред. Вергелиса. Сов.писатель.1980    (Приложение к журналу    "Советиш Геймланд")

12.  Мущинский П. В честь подвига на Ингуле.   1977.

 

 

 

Литература (из книг Борового С.Я.)

13. Никитин В.Н. Евреи земледельцы.

14. Никитин В.Н. Еврейские поселения Северо-Западных и Юго-Западных губерний. СПБ 1894.

15. Ново-Росийское генерал- губернат. Попечит 1837-1847.

16. Фонд еврейских колоний. Канцелярия Новоросийского и Бесарабского губернаторства.

17. Архив попечительного комитета.

18. Гессен.   Евреи в  России.

 

Литература (по статьям Шайкина И.М).

 

 19.Шайкин И.М. Зябко М.Н. Народное просвещение, быт и нравы  в еврейских земледельческих колониях Юга Украины.    Сборник  Эврейська iсторя та культура Украiни”. Материалы конференции. Киев.8-9 грудня 1994 Ассоциация еврейских  организаций и общин Украиныиев 1995 стр. 72-77.

20. Зябко М.Н. Шайкин И.М  Евреи Нагартава после  Великой Отечественной Войны.  1-е  Запорожские  Чтения. Еврейское население Юга Украины.  Доклады и сообщения   ББК 63.3 (4 укр) 04 +63.52 (4 укр=у 325).

21. Шайкин И.М. Зябко М.Н. Фашистский геноцид в еврейских земледельческих  колониях Юга Украины.  В сборнике ” Катастрофа и сопротивление  Украинского  Еврейства. ” Издание   Национальной Академии Наук Украины. Институт политически и этнологических исследований. Киев 1999  стр.154-171.

22. Шайкин И.М. Сидоренко А.Е. Лечебница в степи.(История Березнеговатской больницы)  Березнеговатое – Киев. 1997 г.

 

Список сочинителей.

(Сочинители – это люди, которые давали мне сведения в письменном виде).

 

1. Зябко Михаил Наумович, 1947 г. , Одесса  29 ак .Королева 85 кв 43.

2. Большан Вениамин Иосифович ,1921 г. , Херсон

3. Томчинская Софья Яковлевна, 1921 г., Херсон.

5. Бибе Михаил Яковлевич,    1908 г. , Одесса.

6. Авенбург Семен Григорьевич, 1908г   г., Полтава

 

 

Список расказчиков.

 

1.         Клящицкий Петр Львович, 1908 г., Одесса

2.         Фалков Исаак Моисеевич, 1899 г.,  пгт. Березниговатое

3.         Гельфанд Петр  Филиппович,  1906 – 1989 гг., пгт. Березниговатое

4.         Ровинская  Вера Абрамовна,  1915-1987 гг., пгт. Березниговатое

5.         Пайкина Циля Моисеевна, 1912-1999 гг., пгт. Березниговатое

         21.8.2007 г.

 

 

Вступление  в Историю.

 

За версту на  запад от поселка  Березнеговатое , что в Николаевской области, на почти заброшенном еврейском кладбище , несколько в стороне  от слабо сохранившихся довоенных могил и небольшого числа свежих послевоенных , находится братская могила, огражденная железной  решеткой , накрытая большой каменной плитой с мемориальной доской и небольшим обелиском из трех усеченных труб.

В могиле – останки свыше 800 человек.  Усеченные трубы  символизируют преждевременно оборвавшиеся жизни людей разных поколений.

Расстреливали их не здесь. Гитлеровские оккупанты и их пособники  убили их в трех оврагах в окрестностях еврейской колонии Нагартав и поселка Березнеговатое.

Собирали их для расстрела 13-го а расстреляли 14-го сентября. По приказу немецких оккупантов расстреляли их  местные полицаи.

Останки их через 20 лет вынули из оврагов  и захоронили в братской могиле на еврейском кладбище , на котором установили памятник их более счастливые земляки , уцелевшие потому, что ушли из колонии перед приходом туда немцев.

Одиноко стоит на краю кладбища  скромный памятник. Над  могильной плитой склонились ветви акаций. Дружно обступает могильную ограду полевая трава.

Один раз в году , в середине сентября , до  2000, примерно, года собирались у этой могилы люди   (человек 20-40) вспоминать родителей, родных, друзей , чьи останки здесь покоятся.

Несколько чаще посещали могилы немногие жившие еще здесь евреи. Но большую часть года, грустно и одиноко на безлюдном кладбище и у  братской могилы. Память о прошлом о погибших держится еще у немногих  живущих людей ,которые пережили  их смерть, которые могли бы разделить их  горькую участь, но избежали этого.

В тот горестный час очень небольшая грань отделяла тех, кто погиб от тех кто спасся и которые затем стали посещать их могилу.

В середине сентября 1941 года погибла большая часть евреев жителей  еврейской колонии Нагартав. И с 1945 года по настоящее время умерла большая часть оставшихся в живых после войны жителей этой колонии, чьи потомки живут  в городах или уехали в другие страны.

Вместе с ними, и вместе с жителями других колоний, ушла целая эпоха и целое сословие евреев-земледельцев, которые , как ни странно, были в России и которых уже нет.

А начали они строить новую жизнь в колонии нашей  Нагартав в 1807 году, когда приехали  на Юг в степи  Причерноморья наши предки из переполненных  местечек  Могилевской  губернии. В дальнейшем прибывали   , также , из Литвы , с Украины. Приезжали гонимые нуждой, притеснениями  , нищетой , голодом.

Новая жизнь предстояла им земледельческая, хлеборобская.  В засушливой  южной степи, где только  весна расцветает пышной степной зеленью, предстояло сломить им вековой  уклад местечковой жизни. Бывшие  ремесленники – кустари  , мелкие торговцы , а то и просто люди без профессии , принялись осваивать нелегкое искусство земледелия. Стали строить дома- землянки, пахать извечно твердую землю, разводить скот, лошадей, рыть колодцы, бороться с хищными зверями, умирать от болезней.

И стали через полвека бывшие жители местечек умелыми земледельцами. Жить стали не хуже ,чем крестьяне из окрестных сел. Отлаженную земледельческую жизнь не сломили  ни  1-я Мировая, ни жестокая Гражданская война. Колхозы нашей  и других окрестных колоний не хуже других справлялись с планами хлебозаготовок.

И, быть может, до сих пор жили бы шумной, здоровой трудовой жизнью еврейские земледельцы в своих многолюдных колониях  если бы ….

Великая  Отечественная  началась быстрой немецкой оккупацией   западной части нашей  страны. В зоне оккупации оказались и еврейские земледельческие колонии. Не все успели, не все смогли  переправиться через Днепр, во время объявленной эвакуации . Простояв несколько дней на берегу большой реки , и не дождавшись паромов , которые были заняты переправой войск и которые жестоко бомбили  фашистские самолеты, вернулось в колонию  Нагартав  больше половины ее жителей .  Там их убили.

Те, что переправились и уехали вглубь страны, и те кто воевали на фронте вернулись в родные места вслед за победно наступавшей нашей Армией. Застали они в своей колонии  разрушенные жилища, овраги с телами расстрелянных своих земляков, незнакомых людей, заселивших пустующие дома.

Большей частью, они уехали в города. Вскоре и вовсе исчезла  колония Нагартав, слившись с соседним   большим селом.

Подробней о том, как это было рассказывается в этой истории.

 

 

 

 

Используются технологии uCoz